Техника Фьюзинг
При виде такой расплющенной бутылки, как правило, возникает вопрос: КАК?
Произошло это при помощи печи температурой в 800 градусов. Но также с помощью неё можно создать и другие стеклянные изделия, располагая нарезанные цветные стекла в нужном порядке. Эта техника называется фьюзинг и сегодня мы вам расскажем о ней.
Происхождение техники фьюзинг
Свое название эта витражная техника получила от английского слова fuse (плавка, испекание). Фьюзинг продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы, а свое начало берет в 1990 году. Первый такой витраж был сделан в Германии. В этой технике стекло при температуре 800 по Цельсию, становится однородным и вплавляется друг в друга. Благодаря этому можно создавать высокохудожественные произведения, не подверженные старению. Они могут быть ровными и многослойными, а могут фактурными и однослойными. Могут преломлять свет, а могут играть всеми цветами радуги – все зависит только от фантазии мастера-художника.
Фьюзинговое стекло
Многие думают, что это набитые бутылки, так ли это? Нет. Стекло специальное фьюзинговое, причем у данного стекла есть разные производители. Если берем подложку у одного производителя, то и стекло должно быть такое же. У разного стекла разные свойства, у них разные ритмы спекания, поэтому если они не подходят друг к другу, они могут друг друга разорвать и в печке будут осколки. То есть нельзя, например, положить бутылку, накидать туда стеклышек, думая, что это будет какое-то единое изделие. Не будет! Стекла нужно подбирать.
Но подобрать стекла – это еще пол дела. Продаются они большими листами, которые необходимо аккуранто нарезать на мелкие куски.
Это делается с помощью алмазного стеклореза. Стоит провести легким движением, как стекло ломается, словно шоколадная плитка. Для тех, кто боится пораниться, есть специальные инструменты, позволяющие откусывать части нужного вам размера. Затем, они выкладываются на специальном стеклянном листе, который для мастера становится своеобразным холстом.
Каждая работа – сюрприз!
Когда мы нарезали много стекол, которые можно складывать как мозаику для того, чтобы дальше уже запекать. Как нравится. Либо по эскизу, либо по внутреннему ощущению. Но мы их ещё будем приклеивать, а сейчас мы просто выкладываем. А если остаются какие-то незаполненные промежутки, они сольются? Если сильный режим – сольются, но даже если они и остаются – ничего страшного. Там же основа есть, поэтому дырки в любом случае не будет. А будет великолепная игра света. И не обязательно стекла подгонять плотно друг к другу.
Это означает, что человеку можно иметь лишь общее представление о виде будущей вещи. Как нам объяснили, каждая новая работа – сюрприз. Порядок складывания стекол количество уровней стекла, его цвет, фактура, расстояние между частями зависят только от предпочтений мастера. Чтобы сложная мозаика не распалась, для удобства на части будущего изделия наносят клей, который позволяет перенести её без потерь.
Однако, в некоторых видах клея, особенно в быстросхватывающихя, при горении выделяются вредные для организма вещества. Поэтому, вентиляцию нужно иметь подходящую. Кстати, если не использовать такой клей, заниматься этим делом можно и дома: для этого существует специальная печь, которая по размерам сопоставима с микроволновкой.
Запекание в печи
Мы сделали вот такую небольшую мозаику. И её сейчас нужно будет положить в печь. Но печь предварительно подготовить. Чтобы стекло, спекаясь в печи, не прикипело к основанию, необходим разделитель. В качестве этого используется гипс. Им покрывают основание печки. Разделители бывают разные, то есть добиться фактуры стекла нижней стороны можно любой. Можно сделать, чтобы оно было гладкое или фактурное, как в данном случае с гипсом. За счет этого добавляются нюансы в игре света, нижний край становится, будто в капельках. После чего можно укладывать работу.
И сейчас стекло будет нагреваться сначала с одной температурой, потом выстаиваться на нужном режиме, потом с другой температурой. Потом ещё целый процесс, а потом долго-долго остывает естественным образом до комнатной температуры. Только потом можно открыть, посмотреть и достать.
И все это в течение какого времени? Примерно 15 часов. По-разному бывает. Сегодня например делаем, но посмотреть можем только завтра. И всегда будет сюрприз.
Важно также, что во время спекания стекла можно, например, пользуясь дополнительными инструментами, вручную изменить форму, пока оно находится в нагретом состоянии. Или, например, можно положить уже сплавленное стекло в определенную заготовку, снова его нагреть и стекло примет уже другую форму и изогнется, допустим, как эта тарелка.
Готовое изделие в технике фьюзинг
Для многих неожиданность, что изделие печется долго, что сразу работу не забрать. Кто-то инструментов боится, кто-то порезаться боится, кто-то просто не знает, чего хочет, и тут даже какая-то психологическая работа происходит. В плане того, как сложить и что из этого сделать? И «чего я хочу», нужно ответить на какие-то вопросы в подсознании.
Бывает, что пузыри на работах вздуваются, бывают какие-то пятна необъяснимые. И такое часто бывает. Хочется одного, а получается другое. Очень важно, в каком настроении работаешь. Если быстро тяп-ляп или какая-то суета внутренняя, чаще всего работа не получается, либо она не нравится, либо не доволен ей, либо она трещит в печке – очень много нюансов, которые влияют на изделие. То есть работа должна быть спокойной, сосредоточенной, с душевным равновесием.
Благодаря технике фьюзинг можно украсить свой дом произведениями, игра света которых, пожалуй, сопоставима с бликами драгоценных камней. Это могут быть часы, светильники, панно, бра, фоторамки, витражи – все, что душе угодно.